СВАСТИКА
Общепринятое название - свастика, по одной версии, происходит от санскритского слова Суасти. СУ - прекрасный, добро и АСТИ - быть, то есть "Быть добру!". По другой версии, это слово имеет древнеславянское происхождение, СВА - небеса (отсюда Сварог - Небесный Бог), ТИКА - движение, пришествие, течение. У многих людей свастика ассоциируется с Фашизмом и Гитлером. При этом, мало кто знает, что стены загородной резиденции Петра I (Петергоф) были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также украшали эти символы. Свастика изображалась на советских деньгах с 1917 по 1922 годы (1000, 5000 и 10000 рублей). На нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии Юго-Восточного фронта, в этот же период, была свастика в лавровом венке, с аббревиатурой Р.С.Ф.С.Р. внутри. Вплоть до 1933-го (года прихода к власти нацистов) свастику в качестве личного герба использовал писатель Редьярд Киплинг. Для него она воплощала Силу, Красоту, Оригинальность и Озарение, а благодаря Паулю Кли, свастика стала эмблемой авангардного художественно-архитектурного объединения «Баухаус».
В Финляндии, свастика вошла в государственную геральдику страны, как символ солнечных лучей. Жёлтая свастика внутри голубого равноконечного креста и поныне образует «крест свободы» в левом верхнем углу президентского флага.
Свастика представляет собой крест с загнутыми концами направленными по- или против часовой стрелки. При археологических раскопках свастику чаще всего находили на различных архитектурных деталях, оружии, бытовой утвари многих народов Евразии. Свастика повсеместно встречается в орнаментике как знак света, солнца, жизни. Старейшие археологические артефакты с изображением свастики датируются приблизительно 10-15 тысячелетием до н. э. Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), датируемых V тысячелетием до н. э. Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае - около 2000 г. до н. э. В Северо-Восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов.
Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее; в тибетском ламаизме - охранный символ, символ счастья и талисман. В Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах. Как религиозный символ свастику используют последователи Индуизма, Джайнизма и Буддизма на Востоке, Друиды Ирландии, Шотландии, Скандинавии, представители Натуррелигиозных конфессий Европы и Америки на Западе.
Свастика так же часто встречается в христианстве. Ее изображениями украшали храмы, священные предметы, ризы священников, иконы и т.д. Например, на изображении Христа Пантократора - Вседержателя, левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего. На святительском чине в Софийском соборе города Киева, изображены пояса из чередующихся свастик и прямых крестов. Правая свастика символизирует первое пришествие сына Божьего Иисуса Христа для спасения людей, далее прямой крест - его земной путь, наконец, левая свастика - Воскрешение Иисуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. На иконе "Богоматери-Державной" на головном уборе изображена золотая свастика.
Но вернемся к Германии. Впервые как политический знак свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой "бригады Эрхарда", составившей ядро "Добровольческого корпуса" - монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный переворот, посадивший "премьером" в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне "пивного путча" Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской партии НСДАП (Национал-социалистическая германская рабочая партия), а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включённой в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта - орла, держащего и когтях венок со свастикой.
Сам Гитлер скорее всего неоднократно встречался с ней в детстве в Бенедиктинском Монастыре в г. Ламбахе, верхняя Австрия, где он вырос: в 1897-98 годах Адольф пел в монастырском детском хоре, а здание монастыря было в нескольких местах украшено свастикой. Кроме того, золотая свастика украшала герб настоятеля. Также, символом свастики пользовалась антисемитская организация «Hakenkreuzler» — «последователи изломанного креста», существовавшая в Германии в начале XIX в. Хакенкройзлеры выбрали ее, потому что с ее помощью было удобно перекрещивать еврейскую звезду Давида на стенах синагог, что они частенько и делали.
В 1923 г. на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: белый круг на красном фоне - символ национальной чистоты и силы, чёрная свастика - призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями. (Гитлер, кстати, избегал собственно арийско-санскритского имени «Swastika» и всегда называл её «Hakenkreuz» - «изломанный крест»).